gototopgototop

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
Гимназия №1 г.Советск

Официальный информационный сайт

Добро пожаловать

Голосования

Что заставляет вас учиться?
 

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня322
mod_vvisit_counterВчера362
mod_vvisit_counterНа этой неделе1069
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе2345
mod_vvisit_counterВ этом месяце2616
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце11021
mod_vvisit_counterВсе дни702205

Саморегуляция педагога


САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПЕДАГОГА
ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

   В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению позитивного восприятия жизни, веры в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

   Можно рекомендовать педагогам использовать естественные способы регуляции организма. Ими человек пользуется интуитивно: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движения, танцы, музыка и еще множество вещей, которые нас окружают.

Выделяют ряд естественных приемов регуляции организма:


vсмех, улыбка, юмор;

vразмышление о хорошем, приятном событии;

vразличные движения типа потягивания, расслабления мышц;

vнаблюдение за пейзажем за окном;

vрассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

vмысленное обращение к высшим силам, великой идее, вселенной;

v«купание» в солнечных лучах (реальное и мысленное);

vчтение стихов;

vвысказывание похвалы, комплиментов каких-либо, просто так.

   Важным средством повышения стрессоустойчивости педагогов является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов, а также в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям.

   Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.


В результате саморегуляции может возникать три основных эффекта:

vэффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

vэффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

vэффект активизации (повышение психофизиологической реактивности, усиливает мобилизацию ресурсов организма).

Педагог должен попробовать задать себе вопросы:

vЧто помогает ему поднять настроение, переключиться?

vЧто он может использовать из выше перечисленного?

vКакие из них можно использовать сознательно, когда чувствуется высокая напряженность или усталость?

   С. Б. Елканов выделяет такие способы психической саморегуляции, как саморегуляция эмоциональных состояний через внешние проявления эмоций (управление своей мимикой, управление тонусом скелетной мускулатуры, управление темпом познавательных, эмоциональных, волевых процессов, их внешними проявлениями в речи и движениях, совершенствование дыхания), психическая разрядка (отключение, переключение и отвлечение), сила слова (самоубеждение и самовнушение).

Методы, которые может использовать педагог для оптимизации своего психического состояния, самые разнообразные:

vнервно-мышечная релаксация (активная релаксация);

vаутогенная тренировка;

vсаморегуляция с помощью НЛП;

vдыхательная гимнастика;

vмедитация;

vсамомассаж;

vароматерапия;

vцветотерапия;

vарттерапия.

Использование различных способов снятия напряжения поможет учителю повысить стрессоустойчивость и тем самым сохранить профессиональное долголетие.